СТРАНИЦА В РАЗРАБОТКЕ.

СТРАНИЦА В РАЗРАБОТКЕ

ГУРИЙ СВИНЦОВ. «НЕ ДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ»
О съемках в фильме «Война и мир»

В этом году исполнится  200 лет со дня  Бородинской битвы и победы России над французами  в Отечественной войне 1812 года. Велико ее значение  для русской истории. Как и значение фильма Сергея Бондарчука «Война и мир»  для отечественного киноискусства.   Прежде никто не показывал войну 1812 года так масштабно, как это сделал замечательный  кинорежиссер  в эпизодах  Бородинского сражения. Батальные сцены в фильме снимались при активном участии советской армии и специально созданного кавалерийского полка. В массовых сценах было занято около тринадцати тысяч солдат-статистов.  Снимали битву на военном полигоне под городом Дорогобужем неподалеку от Смоленска.  Каждое утро солдаты, переодетые в форму тех времён, строились и шли в атаку. Соприкосновение с рождением  выдающегося произведения советского киноискусства, с «ожившими» страницами отечественной истории стали для всех участников  ярким событием. Как и для десятка дзержинских парней, по долгу службы оказавшихся на съемках фильма «Война и мир»  в 1963 -1965 гг.  Один из них - рядовой Советской Армии Гурий Васильевич Свинцов. Ему сейчас  за семьдесят, а память неумолимо  возвращает его  в незабываемые дни безвозвратно умчавшейся юности…

Гурий Свинцов на съемках фильма «Война и мир»
Гурий Свинцов на съемках
фильма «Война и мир»

Он рассматривает черно-белые фотографии, снятые им тогда старенькой «Сменой», и рассказывает о былом.   Девятнадцатилетним пареньком  призвали его в армию в 1963-м году после окончания  Дзержинского химического техникума им. Красной Армии. «Ночью 26 июля 1963-го года  эшелон пригнали на станцию Дорогобуж Смоленской области, - рассказывает Гурий Васильевич, - Нас помыли, переодели в военную форму и сообщили, что все мы будем сниматься в батальных сценах фильма «Война и мир» у режиссера Сергея Бондарчука».

Расселили новобранцев по брезентовым палаткам. За неделю  прошли курс молодого бойца, строевую подготовку, отстреляли по пять патронов из АК - 47, приняли присягу.  Гурий и его  бритоголовые сослуживцы  начали свою службу статистами в сражениях на полигоне, преобразованном киношниками под «Бородино». Это была небольшая деревенька с   домиками, вернее одни фасады, обращенные к объективам кинокамер. Невдалеке, на косогоре - старинная церковь, сооруженная из фанеры и картона. На место съемок были доставлены сотни килограммов горючих и взрывчатых материалов, других средств пиротехники. И при этом в адском грохоте и дыму за время съемок удалось добиться полной безопасности: с воинами- статистами не произошло ни одного несчастного случая! Каждый день солдаты проводили на широком холмистом поле, где развернулись съемки фильма.  Подъем - в пять утра. Завтрак - в полшестого, и под барабанный бой походной колонной повзводно выходили на дремавший в тумане луг.

Съемкам предшествовали изнурительные репетиции с построением. Около тринадцати тысяч статистов на протяжении двух месяцев «вживались в образ»: переодетые в форму тех времен солдаты, до деталей имитируя построения и  приемы ведения боя той эпохи, конники  стремительно мчались в бой. Но в первый день съемок исторического кино солдатам костюмы вовсе не понадобились. Снимали эпизод купанья. Денек выдался жарким, и по велению режиссера несколько сотен солдат  с удовольствием плескалось в озере, в чем мать родила. С берега взирал на «пушечное мясо» актер Вячеслав Тихонов, исполнявший роль Андрея Болконского.

Но вот настал  день  «решающей битвы». Поле боя разделили на секторы. В каждом — своя полевая рация, принимавшая распоряжения с центрального командного пункта. Пиротехники подготовили к сражению дымовые шашки и взрывные смеси. Сапёры «навели» мост, построили «флеши Багратиона». Артиллеристы установили на пригорке пушки «батареи Раевского». Долгой зигзагообразной линией пролегла дорожка, по которой двигался аппарат оператора фильма Петрицкого. Военный консультант ставит  задачу, войска строятся, разводятся в боевом порядке. В воздухе вспыхивает зеленая ракета, означающая, что съемки начались, и все начинают действовать по заранее разработанному плану.  Команды транслировались через мощные армейские звукоусилители на всю округу. Перед началом съемки звучала  команда: «Зажечь дымы! Заложить фоговые заряды!» И по всему горизонту поднимались облака белого и черного дыма, смешивающиеся в серую пелену.  Фоговые заряды были похожи на небольшие атомные взрывы - огненные красно-черные шары то и дело вырывались высоко в небо. Так выглядел выплеснутый в воздух, горящий керосин. Последующие команды, казалось,   приводили в движение все живое в округе: «Подразделение капитана Агафонова, десять шагов вперед! Старая гвардия, на тридцать метров левее, шагом - марш! Драгуны и кирасиры, скройтесь за рощей!»  Беспрерывно трещат ружейные выстрелы. Слышен лязг сабель. Кавалерия проносилась по своему маршруту, пехота проходила с оружием наперевес свои тридцать-сорок шагов. Над полем завис военный вертолет, с которого также велась съемка. Все  тонет в дыму и пыли. Но вот грохот неожиданно смолкает. «Стоп, отбой, снято! Кругом! На исходные позиции, шагом марш!

Семья Извицких
Во время перерыва
В новом костюме
В новом костюме

Съемки каждого эпизода, который на экране длится, быть может, секунды, повторялись четыре-пять раз, с интервалом в полтора часа. В это время  саперы заново заряжали  взрывающуюся и дымящую пиротехнику. Съемки сцен Бородинского поля  «после сражения» Гурию Васильевичу запомнились особенно. Всю массовку — живых людей, а также множество манекен-кукол уложили в самых выразительных и разнообразных позах по всему полю. «Облитые водой из пожарных машин, - рассказывает Гурий Васильевич, - мы лежали, пока не сняли с десяток дублей. Между телами пробегал дрессированный волк, каркали огромные черные вороны — тоже специально обученные.

Вот  Наполеон (актер Стрижельчик)  на белом коне  объезжает поле и в задумчивости лицезреет  это  жуткое зрелище.... Мы лежим в  картинных позах,   изображая мертвых, а второй режиссер  кричит: «Мертвецы, не шевелитесь, не шевелитесь, и не курите, черти!» «Воевали» без выходных, каждый день, меняя форму одежды и позиции. Исторических костюмов на всю многотысячную армию не хватало. Лишь кавалеристы были обеспечены форменными комплектами и выезжали по утрам из лагеря то гусарами, то уланами. Сегодня они -  кирасиры французские, завтра - кавалергарды русские. Чтобы «приодеть» массовку из пехоты администраторы фильма шли  на  ухищрения. К примеру, обычная солдатская форма дополнялась белыми солдатскими кальсонами. Если  играли французов, то надевали кальсоны поверх солдатских галифе и заправляли их в сапоги. Если изображали русских солдат, то  завязывали тесемочки под каблуком сапога, надевали белую ленту через плечо. Выдавали каждому по маленькому зеркальцу, которое отбрасывало на солнце зайчики, вероятно, по замыслу художника-постановщика для передачи то ли блеска амуниции, то ли выстрелов. Благодаря этим и другим  хитростям,  на дальнем плане в фильме шеренги выглядят достоверно. Статистов на ближних планах переодевали и снимали, как положено, - в костюме той эпохи и при соответствующем оружии.

Гурий Васильевич вспомнил и курьёзные случаи. Так солдаты воинских частей, участвовавшие в съёмках, порой писали домой: «Сегодня был жаркий бой у Шевардинского редута…» В ответ приходили удивлённые ответы от родителей: «Как же это, милый, войны не объявляли, а ты где-то там сражаешься?» Или обращались к актёру Борису Захаве, игравшему роль полководца, и на полном серьезе спрашивали: «Товарищ Кутузов, ночью холодать стало, нельзя ли одеяльцев подбросить?»  С началом сентября «дорогобужская армия» начала редеть -солдат отправляли к местам их дальнейшего прохождения постоянной службы.

Закончилось участие в съемках киноэпопеи «Война и мир» и рядового Гурия  Свинцова. Первые серии фильма  он увидел на экране после демобилизации - осенью 1966 года. Теперь внучке  рассказывает, как ему, безусому солдатику, посчастливилось   участвовать в  создании великого киношедевра.  Вспоминает   своих  земляков-сверстников из Дзержинска: Сашу Парфенова, Колю Лысенкова, Володю Мокшанова, Пашу Морозова, Володю Зайцева, что начинали  вместе с Гурием  свою  армейскую службу    на съемках знаменитого фильма. Здесь  под Дорогобужем подружились все наши. Володя Мокшанов  женился еще до призыва в армию  и  во время съемок получил  радостную весточку из дома: у него в Дзержинске родилась  дочь.  Тепло поздравили сослуживца, а после отбоя  на солдатской койке вместе придумывали имя первенцу. Как говорится, теперь «иных уж нет, а те далече».  Давным-давно это  было, а Гурию кажется, будто вчера… Вот ведь время-то как летит – и не остановишь, не попросишь его: «Постой, подожди, не спеши»!

  Кинематографическое Бородино
Кинематографическое Бородино
  Съемки с военного вертолета
Съемки с военного вертолета
  Статисты для съемок дальних планов
Статисты для съемок
дальних планов

Справка: Киноэпопея «Война и мир» создана по одноименному роману великого русского писателя Льва Толстого. Киностудия «Мосфильм», 1965—1968 г. Фильм в четырех сериях: «Андрей Болконский», «Наташа Ростова», «1812 год». «Пьер Безухов». Сценарий С. Бондарчука и В. Соловьёва. Режиссёр С. Бондарчук. Оператор А. Петрицкий. Художники М. Богданов и Г. Мясников. Композитор В. Овчинников. В ролях: Л. Савельева, С. Бондарчук, В. Тихонов, В. Станицын, К. Головко, О. Табаков, А. Кторов, Б. Смирнов, А. Шуранова, А. Вертинская, И. Скобцева, В. Лановой, О. Ефремов, Э. Марцевич, Б. Захава, Н. Трофимов, А. Степанова и др. В 1965 году на Московском международном кинофестивале состоялась премьера первых двух серий «Войны и мира». Картина была встречена с восторгом и получила Большой приз жюри. Показ фильма на международных фестивалях в Венеции и Мар-дель-Плата, премьеры в Париже и на других зарубежных экранах принесли триумф советскому киноискусству. Американцы отметили «Войну и мир» премией «Оскар» как лучший иностранный фильм года и премией кинокритиков «Золотой Глобус».

 

 

Станислав Шальнов

фото из архива автора

 

 

!- Put this script tag to the of your page -->

 

 

Контакты

Все вопросы и пожелания отправляйте на электронный адрес сайта:

alekseev.aleksej.nnov(a)rambler.ru

соц сети

Копирование материалов (или их частей) разрешено с обязательной активной, не скрытой от поисковых систем гиперссылкой на материал, например: «Использованы материалы сайта Dzerzhisk-1930.ru»

Dzerzhinsk1930.ru, 2011-2017 I Все права защищены.